|
О химии и не только
|
Наука и образование
Исключительная редкость изданий Ивана ФедороваТакая исключительная редкость учебных изданий Ивана Федорова, возможно, объясняется тем, что первые учебники, переходя от старших к младшим поколениям, изнашивались до полного их уничтожения.
В дошедших до наших дней первопечатных книгах нередко встречаются записи, сохранившие имена их владельцев, год, число и месяц приобретения или дату вклада книги в какой-либо монастырь или церковь. Как правило, в записях содержится строгий наказ, сопровожденный заклятиями,— «никуда книгу не отдать, не потерять и не испортить». Эти пометки на полях часто показывают место продажи книги — Новгород и Путивль, Козельск и Мезень. В иных случаях по записям молено проследить историю бытования той или иной книги, переход ее от одних владельцев к другим, в места нередко значительно отдаленные друг от друга. Надпись на переплете одного из экземпляров «Апостола» дала возможность ученым расшифровать спорный момент в биографии Ивана Федорова.
Летописный свод Грозного представляет собой обзор всемирной истории, кончая -временем его царствования. Создан по повелению Грозного и сохранился до наших дней в 10 фолиантах. Каждый кз них содержит от 1 500 до 2 000 листов текста, снабженных с лицевой и оборотной стороны миниатюрами. Рукописи хранятся в Москве в Историческом музее и в Ленинграде — в Публичной ,и Академической библиотеках.
В Историческом музее в Москве имеется экземпляр первопечатного «Апостола». Замечательно, что он сохранился в своем первоначальном переплете. Доски переплета обернуты кожей с великолепным золотым тиснением. На верхней крышке переплета, в центре, оттиснут двуглавый орел с надписью: «Иоанн, божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». На груди орла — гербовый щит с изображением Ивана Грозного в короне. Такое исключительно богатое оформление переплета и изображение царя на верхней доске указывают на то, что повести были одним из царских экземпляров «Апостола», предназначавшихся для подношения знатным лицам. Возможно, этот экземпляр был дан первопечатнику в 1586 году при его переезде в Литву, в Заблудово, для подношения гетману Ходкевичу.
Долгое время отъезд русского первопечатника из Москвы объясняли преследованием Ивана Федорова со стороны церковников, сожжение типографии приписывалось тоже им. Советские ученые полагают, что Московское государство послало своего печатника с особой миссией — восстановить и поддержать в Литве русское книгопечатание, пришедшее там в упадок, укрепить связи России с Литвой.
Об этом свидетельствует и надпись, высеченная на надгробном камне Ивана Федорова: «Друкарь книг пред тем не виданных. Иоанн Федорович Москвитин, который своим тщанием друкование заднебалое обновил» — «Типограф книг, ранее не виданных, Иван Федоров москвич, который своим старанием книгопечатание захиревшее обновил». Первопечатник никогда не порывал связей с родиной. На всех заблудовских, а позже и Львовских изданиях (во Львов Иван Федоров переехал в 1572 году) он непременно ставил вместе со своим печатным знаком, где были его инициалы, подпись: «Иван Федоров — Москвитин».
Отъезжая в Литву, Иван Федоров увез с собой полное типографское оборудование: гравировальные доски и шрифты, которыми начал тотчас же работать в Мольере. Нельзя себе представить, чтобы через русскую границу, крепко охраняемую заставами, можно было бы перевезти тайком на нескольких телегах такую громоздкую поклажу.
|
|